СВОЙСТВА И ПРИНЦИПЫ БХАКТИ ЙОГИ Три вида бхакти. Описание трех видов Бхакти. Нужно также помнить, что бхакти бывает трех видов: 1) аропа-сиддха — деятельность, не являющаяся бхакти в чистом виде, но считающаяся бхакти, потому что она совершается как подношение Верховному Господу, 2) санга-сиддха — деятельность, связанная с бхакти или способствующая ее развитию, но состоящая не только из бхакти, 3) сварупа-сиддха — деятельность, которая представляет собой исключительно уттама-бхакти. 1) Аропа-сидхха-бхакти — деятельность с элементами бхакти Деятельность, которая не является чистой бхакти, то есть анукулья-кришна-анушиланой, которую человек совершает, преследуя собственные цели, но при этом предлагая Господу плоды этой деятельности с целью доставить Ему удовольствие, называется аропа-сиддха-бхакти. Другими словами, поскольку действия такого человека направлены (аропа) на Верховного Господа, их можно отнести к категории бхакти. Бхакти с примесью кармы, то есть с желанием мирских наслаждений, называется сакама-бхакти или сагуна- бхакти. Карма-йога без помощи бхакти не может принести плод. Зная об этом, многие люди исполняют предписанные обязанности как подношение Господу. Они хотят удовлетворить Господа, чтобы Он исполнил их материальные желания. Подобная деятельность не является чистой бхакти, но поскольку плоды ее отдаются Господу, она считается разновидностью бхакти. Такие люди искренне хотят удовлетворить Господа, поэтому в их действиях есть элемент бхакти. Это называется аропа-сиддха-бхакти. 2) Санга-сиддха-бхакти — деятельность, связанная с бхакти либо способствующая ее развитию Существует другой вид деятельности, который не является чистой бхакти {анукулья-кришна-анушиланой), но имеет сходство с бхакти, потому что способствует ее развитию. Такая деятельность известна как санга-сиддха- бхакти и пример ее приводится в «Шримад-Бхагаватам» (11.3.23—25) в словах Шри Прабуддхи Муни, обращенных к Махараджу Ними: «Человек должен быть сострадательным, дружелюбным, выражать почтение, учиться чистоте, аскетизму, терпению, молчаливости, изучать Веды, стремиться к простоте, целибату, ненасилию и т. д. Он не должен видеть разницы между жарой и холодом, счастьем и страданием. Он должен повсюду ощущать присутствие Господа, жить в уединенном месте, отказаться от семейных привязанностей и довольствоваться тем, что приходит к нему само собой». Практика бхагавата-дхармы, описанная в этом стихе, не является чистой бхакти, но она способствует бхакти. Поэтому такие виды деятельности рассматриваются как ближайшие спутники бхакти. Если из двадцати шести перечисленных качеств изъять бхагавад-бхакти, то оставшиеся сострадание, дружелюбие, терпение, аскетизм и т. д. не будут непосредственно связаны с Бхагаваном. Эти качества приобретают сходство с бхакти, только когда они способствуют ее развитию. Поэтому они известны как санга-сиддха-бхакти. 3) Сварупа-сиддха-бхакти — деятельность, являющаяся уттама-бхакти Деятельность, такая, как шравана, киртана, смарана и т.д., которая сопровождается духовными эмоциями, пробуждающимися на уровне бхавы, и характеризуется полным отсутствием каких-либо желаний, не связанных со Шри Кришной, а также свободой от влияния гьяны и кармы, известна как сварупа-сиддха-бхакти. Другими словами, вся деятельность тела, речи и ума, которая связана со Шри Кришной и предназначена принести Ему удовольствие, которая не имеет примеси никаких других желаний, называется сварупа-сиддха-бхакти. Поэтому в беседе Рая Рамананды и Шри Чайтаньи Махапрабху, приведенной в «Шри Чайтанья-чаритамрите», аропа-сиддха и санга-сиддха-бхакти названы внешними. Карма В этом стихе под словом карма подразумевается вся смарта-карма, то есть повседневные и связанные с определенными событиями обязанности {нитья-наймиттика-карма), упомянутые в смрити-шастрах, а также все виды карма-мишра- и гьяна-мишра-бхакти. Такая деятельность неблагоприятна для бхакти. Карма, деятельность, которая совершается как сева-паричарья (служение Господу, забота о Нем), способствует бхаджану. Такая деятельность связана с бхаджаном и относится к категории кришна-анушиланы. Ади В выражении джнана-кармади под словом иди, «остальное», подразумевается пхалгу-вайрагья (отречение, которое не способствует бхакти), аштанга-йога (восьмиступенчатая система йоги), абхьяса-йога (практика постоянной медитации на абстрактный дух), упомянутая в санкхья-шастрах, другие виды практики, а также лень. Подобная деятельность также считается неблагоприятной. Анаврта Здесь следует обратить внимание еще на один вопрос. Почему в связи с кармой, гьяной и т.д. используется слово анаврта, «непокрытый», а не шунйа, «полностью свободный от»? Тем самым подчеркивается, что неблагоприятны карма и гьяна, которые покрывают бхакти, в отличие от кармы и гьяны, которые питают бхакти. При полном отсутствии кармы и гьяны невозможно поддерживать свою жизнь. Завеса, покрывающая бхакти, бывает двух типов: 1) страх навлечь на себя грех, перестав исполнять предписанные шастрами ежедневные обязанности и 2) убежденность в том, что исполняя ежедневные обязанности и связанные с определенными событиями ритуалы, можно обрести бхакти. Предписанные обязанности, совершаемые с уверенностью в том, что без них невозможно достичь бхакти, покрывают бхакти. Однако, когда зрелый преданный ради того, чтобы наставить и дисциплинировать обычных людей, совершает ведические ритуалы, как например, шраддху (подношение предкам), не придавая этому особого значения, это не наносит ущерба его бхакти. Совершая подобную деятельность, он знает, что бхакти от нее не зависит. Поэтому такая деятельность не препятствует шуддха-бхакти и не покрывает ее. Выражение кршнанушплана в обсуждаемом стихе подразумевает кришна-бхакти. Оно используется для того, чтобы подчеркнуть: бхакти направлена исключительно на Шри Кришну. Когда бы в «Шримад-Бхагаватам», «Нарада-панчаратре» и других бхакти-шастрах ни встречалось слово бхакти, оно означает бхагавад-бхакти. Смысл этого состоит в том, что слово бхакти используется только по отношению к воплощениям Господа категории вишну-таттва. #Вайшнавизм #Веды #БхактиЙога #Йога #Ом #Нарада #Знание #Гуру #Индия #Наставления